Аппалачи 2005.

25-е мая. Вот такая непотребщина видна из моего окна на работе. Иногда чувствуешь, как надоело это серое небо над серым асфальтом, серая машина начальника. Вот она в углу стоянки, мордой в кусты. Надоела, друзья, серая жизнь. И хочется махнуть очертя голову в неведомые дали, совершить невероятное открытие или на худой конец найти клад на необитаемом острове. Сегодня, впрочем, настроение у меня приподнятое. До конца рабочего дня - три часа, а завтра едем в горы. Вещи уже сложены, осталось забросить в машину и айда.

Ну вот, заброска почти закончена. Вечереет. Еле-еле уместилось все. Едем с палаткой, в расчете на 4 ночи. Взять надо очень много. Главное место занимают спальники. Поедет также и птичка в клетке. Но она будет передана в надежные руки уже в ближайшем городке, где и будет дожидаться нашего взвращения. А тут еще насос! Предыстория тут такая. Жена объявила, что спать в палатке ей твердо и купила надувной матрац. Потом выяснилось, что матрац этот надувается насосом. К счастью его покупать не пришлось. Подошел мой лодочный. Но все равно лишнее место занял. В общем, весь вечер я обижался на этот насос. Как выяснилось - зря. Он нам очень потом пригодился для необычного дела. Но об этом ниже. По плану едем на гору Митчелл, высотой 2037 м., стоянка будет всего метров на сто ниже вершины. Привычный за последние три года вариант с гостиницей на этот раз отменяется. Жить будем в палатке. Так ближе к местным достопримечательностям да и дешевле.

26-е мая. Выехали в 7-45, и к 16.00 достигли вот этого места. В дороге отметил необычно сильное движение. Четвертый год уже ездим в горы, но в этот раз было уж очень. Высота около 1500. Это смотровая площадка недалеко от Садов Крегги, о которых я уже писал вот тут. До конца пути, палаточного городка на горе Митчелл - около десяти миль.

С удивлением обнаружили что лес на этой высоте еще зимний. Только-только начали раскрываться почки. Это хорошо видно на снимках, особенно на предыдущем. Ниже, к озеру, уже зелено, а верхушки гор еще серые. Но озеро само по себе на приличной высоте.

Покурим на дорожку. Такая красота вокруг, что не хочется уезжать, надоело крутить баранку. Тепло. Хотя мы уже выяснили, что ночью температура опускается до нуля. Вот вам и объяснение, почему лес зимний. "Официальная" весна наступает тут в июне. Днем тоже температура может сильно меняться. Солнышко выглянуло - печет. Чуть ветер подул - зима наступает. В горах всегда так. Поэтому пособия по безопасности путешествий в Аппалачах предписывают иметь при себе теплую одежду в любое время года, если вы отправляетесь на прогулку дольше чем 20 минут.

Прибыли. Вот она гора Митчелл, самая высокая точка Аппалачей. До верхушки от этого места - около мили по-горизонтли и метров 100 вверх. Завтра мы туда отправимся. В городке всего девять палаточных мест. Приехав мы обнаружили, что занято только одно. Да и то соседи наши приехали только сегодня, чуть раньше нас. Мы специально выбрали четверг для начала путешествия, чтобы занять место. Это популярная стоянка, и в пятницу вечером может случиться массовый заезд. Ну, поживем - увидим. Знаете, природа мне явственно напомнила Забайкалье, где я служил в армии. На переднем плане заросли ежевики. Здесь она только листья выпускает и еще даже не зацвела. А внизу, а Мертл Бич, я уже полмесяца назад собрал урожай. Приехав, все мы стали жертвой разреженного воздуха. Пониженное содержание кислорода сразу почувствовалось, когда разгружали машину и оттаскивали вещи на выбранное место. Тащить, в общем-то, совсем близко - шагов сто, и надо подняться метров на пятнадцать вверх. После первого подъема с грузом я ощутил себя, как рыба выброшенная из воды, хватая воздух открытым ртом и разглядывая темные круги перед глазами. Считается что расстройства самочувствия, вызванного резкой сменой высоты проходят на второй-третий день. Забегая вперед скажу, что так оно и случилось. Уже назавтра я проделывал этот подъем с грузом или без совершенно свободно. Официальная высота стоянки - 1920 метров над уровнем моря.

Накачка известного вам матраца с помощью насосса. Уже поставили палатку и разобрали вещи. До сих пор нет единого мнения, сколько мы будем стоять. В идеале - до понедельника, а сегодня только четверг. Все будет зависеть от погоды. Во первых, настораживает информация о ночной температуре. Сможем ли мы нормально спать при нуле градусов? Спальники рассчитаны на 5. Но взяли с собой одежды потеплей. Потом, по статистике, восемь дней из десяти на горе Митчелл - дождь, снег или туман. Может повториться история прошлогоднего июньского путешествия. Поэтому присмотрели себе резервную стоянку в низине, куда, при случае, недалеко будет доехать.

Ну, пока одни работают насосом, другие осматривают окрестности. Часов восемь вечера. Уже надел куртку, которую внизу я ношу зимой. Становится холодно. В десяти шагах от стоянки красивый утес с обрывом метров десять и отличный вид в глубокую лесную долину. Прямо под утесом растет неизвестное дерево, покрытое белыми цветами. Похоже на дикую вишню. Верхушка дерева приходится как раз на уровне ваших ног. Красиво. А вообще, основное дерево здесь "ель Фрейжера". Обычная, на мой взгляд, ель. Очень хороший воздух от такого леса.

Недалеко от палатки начинается и тропа на вершину. Попив вечернего чая прошелся немного. Справа открываются причудливые виды на дальние горы. Слева примыкает крутой лесной склон. Очень много поломанных деревьев. Последствия прошлогодних ураганов еще видны в горах. Даже дорога по которой мы приехали дальше до сих пор закрыта на ремонт после урагана Иван. Впрочем, уже завтра ее откроют.

Закат над горами. Красиво. Между тем, становится все холоднее. Экипировка моя такая - двое штанов, две футболки, теплый свитер, привезенный еще с родины. В Америке он никогда не нужен. Зимняя куртка с поднятым капюшоном, ибо мерзнут ухи. Руки тоже мерзнут, надо бы перчатки, но не взял. Костер, однако помогает. Кстати, о костре и других правилах, которые предписанно соблюдать в лагере. Костер - в специальном железном ящике. Ну, это так положено в большинстве палаточных городков. Продукты на ночь уносить от палатки и прятать в багажнике машины. Медведи не дремлют, а их тут очень много. Опять же это - норма. А вот что необычно. Запрещен алкоголь. По идее - ясно почему. Очень много крутых склонов, скал и древесных завалов вокруг. Легко по пьяни шею свернуть. Но господа! Алкоголь - одно из любимых моих увлечений. Так что на этот запрет пришлось забить. У меня 0.7 водки и столько же сухого вина. Это на двоих с женой. Не так уж и много в перерасчете на ггрыл. (Грам градус на рыло). Второе ограничение - нельзя собирать дрова в лесу. Нужно брать заготовленные вязанки дров, сложенные недалеко под навесом. Одна вязанка - четые доллара. Ежедневно в лагерь приходит лесник и переписывает, кто сколько взял. Объяснено это заботой о первозданности леса. Хотя, думается, просто деньги нужны для содержания заповедника. Ну что ж мы и не против. Очень хорошо, что заботятся о природе и о нас. Каждая вязанка весит килограмм десять и содержит несколько весьма сырых поленьев, толщиной с лодыжку. Мда. Топора не взяли, так что волей-неволей пришлось нарушать запрет, собирая тонкие веточки для того чтобы разжечь костер. Так вот о насосе. Сын нашел для него очень необычное применение. Им, как кузнечным горном, удобно раздувать огонь! Если б не насос, боюсь нам бы не удалось воспользоваться массивными сырыми дровами. В следующие дни я лишь посмеивался, глядя как соседи пытались дуть ртом, стоя в позе рака. Звезды ночью - совершенно фантастические. Если вы никогда не были ночью в горах - вы меня не поймете. Слушал "Международное Русское радио" на коротких волнах. Часов в одиннадцать, выпив треть бутылки водки, отправился спать. Залазя в спальник снял куртку, зато надел еще одни носки и шапку. Нормально! Спать было не холодно.

27-е мая. Проснулся в восемь. Утро было пасмурным и хмурым. Чуть-чуть пытался идти дождик, но всего лишь несколько минут. Однако, благодаря облакам потеплело. По крайней мере значительно выше нуля. Жены я не обнаружил ни в палатке ни поблизости. Развел костер, приготовил чай, растолкал сына. Часов в девять отправился на поиски жены и нашел ее у машины за "окраской лица". Спрашивается, если ты в лесу, то зачем его красить? Для медведей? Пока мы завтракали, на стоянку пришла мышка и залезла под теплое кострище. Причем шла она без суеты, со знанием дела. Я думаю, она уже привыкла греться под кострищем. Как потом выяснили эта мышка называется "Олень-Мышь". Лесная она. Часов в одиннадцать пошли по тропинке на гору Митчелл. См. фотку. Порой лес такой густой, что кажется - настала ночь. Кроме того все вокруг покрыто толстым зеленым мхом. В таком лесу хорошо снимать сказки про всякую нечисть.

Снимок с вершины. Восхождение оказалось легче чем я ожидал. Во все стороны открываются замечательные виды. Наснимал я больше, однако не хочу утомлять читателей однообразными пейзажами. Где-то на тех склонах находится наша стоянка.

Это я на вершине. Табличка рядом говорит: "Гора Митчелл. Высочайший пик к востоку от реки Миссиссиппи. Высота 6684 фута." В нескольких шагах могила человека, в честь которого названа эта гора. Илайша Митчелл был профессором северокаролинского университета. Он первым исследовал эту гору и доказал, что она наивысшая в Аппалачах. Надо сказать, что вокруг много вершин всего на несколько метров ниже. Поэтому найти самую высокую было непросто, учитывая технику 19-го века, когда проводились исследования. Спустя много лет после первоначальных исследований Митчелл вернулся к изучению этой горы. При осмотре одного из водопадов, он сорвался вниз с высоты 12 метров и погиб. Похоронили его на вершине. Еще в 19-м веке здесь была установлена метеостанция. А всего лишь несколько дней назад на горе Митчелл заработала вебкамера.

Вернулись. Это я с биноклем на том самом утесе, что сразу за нашей палаткой. Горный климат продолжает приподносить сюрпризы. Весь день светит солнце при абсолютном безветрии. После обеда я решил было вздремнуть, но в палатке, нагретой солнцем стояла дикая жара. А поскольку ветра не было, она совершенно не проветривалась. В общем, после часа безуспешных попыток уснуть, я плюнул на это дело и отправился на утес наслаждаться пейзажами, где и просидел около часа.

Ближе к вечеру съездили к одной из смотровых площадок и прогулялись по тропе. Обратите внимание, небритось и помятось моя нарастает. Самая любопытная фотка будет в конце. Бриться я принципиально отказался. Поскольку я в лесу, перед кем тут красоваться? Перед медведями? А вот навес от дождя позади меня, покрытый деревянной "черепицей". Это старинная традиция, идущая еще с первых поселенцев. В деревнях немало домов, крыши которых покрыты деревянными дощечками, заменяющими черепицу. Уровень бензина в машине быстро уменьшается, так что нужно соблюдать осмотрительность. Заправиться тут не где.

Привет, чего надо? Попив вечернего чая я предаюсь праздности и валяю дурака. Готовлюсь к ночным мероприятиям. Как и ожидалось, в пятницу к вечеру все девять стоянок оказались занятыми. Прикупили вторую вязанку дров. Для приготовления пищи и ночных оргий как раз хватает одной вязанки в день.

После просушивания новостей "Международного Русского Радио", я начинаю вышеупомянутое мероприятие. Надо сказать, оно удалось на славу. Я выхлестал оставшиеся две трети бутылки. Жене потом я объяснил, что виновата темнота, которая не позволяла мне увидеть, сколько уже выпито. Смутно помню, что опять наблюдался эффект, описанный в моем рассказе "Призрак Горных Туманов". Я даже пытался его сфотографировать. Конечно же ничего не получилось. Закончилось мероприятие тем, что жена буквально на руках привнесла меня в палатку, ибо я был в затруднении сделать это самостоятельно. Помню, также, что два раза чуть не упал в костер.

28-е мая. "Доброе утро, если оно действительно доброе, в чем я лично сомневаюсь." (с) Погода выдалась такая же как и вчера утром. Пасмурно с ветерком, и пытается капать дождик. Но в путь! По плану отправляемся на гору Пеникула. Милях в десяти от нас можно оставить машину, а затем около километра по горной тропе на вершину. Там есть смотровая площадка.

После первых нескольких поворотов дороги влетели в густой туман. Так и ехали до нужного места. Надо сказать, что вождение машины в таких условиях имеет интересное свойство. Надо ехать глядя на желтую полосу дорожной разметки. Вперед на дорогу смотреть бесполезно, по сторонам - тем более. Все равно ничего не видно. А вот разметка более-менее видна на несколько метров вперед. Доехали до того места, где предполагали оставить машину. Вот на снимке. И... отправились обратно в лагерь. Глупо лезть к смотровой площадке в таких условиях. Приехав назад обнаружили, что и лагерь накрыло туманом. К тому же разыгрался сильный ветер. В сочетании с сыростью это был просто ужас. В общем, набились мы в палатку и пообедали печеньем с водой. Разводить костер на ветру под мелким дождиком было выше моих сил. Пробовал уснуть после "обеда". Не удалось.

Около трех часов дня туман разошелся. Однако, стало еще холоднее а ветер слабее не стал. Теперь уже и днем под солнцем приходится одеваться так, как раньше на ночь. Прогулка в окрестностях горы Митчелл. Сходство с Забайкальем придают еще и заросли голубики. Но, конечно, ягод еще нет. Только бутоны цветов.

Вы видите гору Крэйг, которая всего лишь на семь метров ниже чем Митчелл. Ее высота - 2030 метров. От этой точки до вершины около километра. Но надо спуститься в ложбинку, глубиной около сотни метров, а потом опять подняться. Обсуждаем вопрос о посещении той вершины. Забегая вперед, скажу что мы там побываем. Но не сейчас.

А сегодня, ближе к вечеру опять отправляемся на Пеникулу, на которую не удалось взобраться утром из за тумана. Вот мы и здесь. Холодрыга. Сильный ветер и, к тому же, уже вечереет. Опять заметил уменьшение уровня бензина. Вроде не сильно ездим, но горы есть горы, сгорает прилично. Радует то, что на обратном пути будем спускаться вниз и достигнем ближайшей заправки не особенно тратя бензин.

"Бабушка рядышком с дедушкой" (с) Вот смотровая площадка на Пеникуле. Потратил минут десять пытаясь прикурить на ветру. К сожалению вершина оказалась весьма популярной. На тропе полно туристов, снующих туда-сюда. На вершине - тоже постоянно присутствует народ. В принципе это объяснимо. Место красивое и легкодоступное.

Такие снимки получаются только в горах. Мрачная красота впечатляет. А те черные тучи, проносящиеся мимо можно, кажется, потрогать руками.

Игра света в тучах. Где-то там внизу есть водопад. Нашли даже тропу, ведущую к нему. однако табличка предупреждает, что тропа эта - максимальной категории сложности. Расстояние тоже не понятно, но больше трех миль и с большим перепадом высоты. Решаем, что мы туда не пойдем. Третий день ходим по тропинкам и ноги уже болят. Может в следующий раз. На обратном пути встретили оленя. Увидив машину он сошел с дороги. Там к нему присоединился олененок и оба весело ускакали в лес. Слышал что олени не характерны для этих мест. Они предпочитают долины.

Составляется план завтрашних прключений. Очень неплоха "Тропа Комиссаров". Интересно, кто это так тропинку назвал. Тропа довольно длинная и выходит за границы заповедника. Но почти горизонтальная в плане высоты.

Наступает ночь. Стало еще холоднее и ветер не стихает. Красивая фотка, но для того чтобы ее сделать пришлось отойти на сотню шагов от палатки. Чуть не околел от холода. Вся моя аммуниция не спасает уже. Что ж дальше то будет? Жена пророчит ночное замерзание. Ветер несет тонкие перистые облачка, которые обещают ухудшение погоды. Интересно, в чем оно выразится? Снег пойдет? Похоже на то. Снега в конце мая и в Забайкалье не бывает, но здесь я не удивлюсь, если пойдет. После прослушивания новостей "Международного Русского Радио" развели большой костер и прикатив бревно, уселись вплотную. Так еще согреваешься. Эх и зачем я выпил всю водку вчера? Пришлось довольствоватся сухим вином и прикончить его. Вязанку дров сегодня не брали. Обнаружили, что большинство палаточников, соседей, приезает только на ночь, вечером, а утром уже уезжает. Как правило, на покинутом месте остается полвязанки, уже оплаченной. Так что мы периодически обходили покинутые стоянки. В спальнике, рассчитанном на 5 градусов было холодно, несмотря на то, что я одел все что можно.

29-е мая. Доброе утро. Оно действительно оказалось добрым и теплым. Чуть пасмурно, но ровно настолько чтобы солнце грело через тонкий слой облаков. Ветра нет. Так вперед же к новым приключеням по "Тропе Коммиссаров".

Тропа, впрочем, является полноценной грунтовой дорогой, даже посыпанной щебенкой кое где. Глядя на окружающие пейзажи я вдруг подумал, что это очень похоже на крымские предгорья. Нашел кусок природной слюды. Интересный минерал. Видел, как он используется в старинных утюгах и паяльниках. Но всегда казалось невероятным, что он вот так просто валяется в природе. Воодушевленный, показал сыну. Тот только хмыкнул и смотреть не стал. Да... не везет нашему поколению с молодежью. Им только звездные войны подавай.

Привал у небольшого водопада. При желании можно различить ноги моих спутников в верхней части снимка. И напрасно жена не позволяла мне спуститься, напоминая о судьбе Илайши Митчелла. Я спустился и исследовал этот объект.

Молодая елочка в окружении полевых цветов на обочине. Кстати, вы заметили как много мертвых деревьев в лесу. Живописно, но тревожно. В шестидесятых годах прошлого века началось вымирание елового леса на верхушках Аппалачей. Причина - кислотные дожди, вызванные загрязнением атмосферы. Кислота снижает способность деревьев противостоять вредителям. Однако, развал американской экономики, видимо, спасет этот замечательный лес. Заводы закрываются а бензин дорожает. Уже можно видеть заросли молодых, совершенно здоровых елочек. В этот день до обеда мы проделали рекордный переход, около четырех миль. Ноги уже привыкли е ежедневной ходьбе и не болели. После обеда удалось поспать пару часов.

Однако, покой нам только снится. Во второй половине дня покорили гору Крэйг, которую я показывал выше. Вот он я на вершине, гордо поправ геодезический знак. Гора названа в честь одного из губернаторов Северной Каролины, при котором здесь был организован заповедник, State Park. Высота 2030 метров.

А это вид с горы. Хорошо заметно, что лес еще не зазеленел. Только елки всегда одним цветом. Эта гряда такой же почти высоты как и гора Крэйг. Но туда мы уже не пойдем.

По дороге обратно вниз. Вот такая, с позволения сказать, тропа ведет к вершине. Иногда почти на карачках приходится пробираться. Ну что ж. С некоторой толькой грусти надо сообщить, что наше путешествие подходит к концу. Хорошего никогда не бывает слишком много. К тому же уже подустали от постоянного холода и непрерывного ношения теплой одежды. И днем и ночью. Ночь, кстати, выдалась теплой, но на этот раз без звезд. Ближе к темноте появился работник заповедника и рассказал нам про индейцев. С его слов я записал еще одну индейскую сказку. А еще мы узнали, что вчера в сотне метров от нашей палатки видели медведя. Остается удивляться, как это он в гости не заглянул.

30-е мая. Доброе утро. Вы конечно не поверите, но вчера я не пил. Нечего было. День обещает быть просто отличным, солнечным и теплым. Ну вот и наша очередь пришла оставить соседям немного дров. Через пятнадцать минут я удалю шерсть со своего лица, причешусь и начнется укладка вещей в машину.

Прощальная фотка перед отъездом. По многим параметрам это путешествие было самым-самым в моей жизни. Хотя бы потому что это первое для меня путешествие с четырьмя ночевками. Самое холодное и самое высокое.

Дома. И картинка совсем не вяжется с той зимой из которой мы только что вернулись.